Конкурс "ДопИзюминка"

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДопИзюминка «Делай ДВА»

 

Название учреждения: МБОО ДО «Центр дополнительного образования п. Омсукчан»

Авторы: Иванова М.С., Иванова Н.В., Драная Д.Н.

Тема: «Мы помним… наши истоки и корни»

 

  1. I.                   ВСТУПЛЕНИЕ

            Российская Федерация – многонациональная страна. Магаданская область является небольшой моделью России, ведь здесь проживают представители более 16 национальностей. Область имеет сложившийся на протяжении многих веков положительный опыт совместного проживания многих национальностей и бережного отношения к культуре коренных народов и народов, проживающих на нашей территории. Для этого созданы все условия – в районах открыты этнографические и этнические центры, в школах преподаются родные языки. В нашем Омсукчанском районе успешно работает этнографический центр при Центре дополнительного образования детей, который был открыт в марте 2010 года.

            Его целями и задачами является сохранение и популяризация традиций коренных народов Северо-Востока России, приобщение подрастающего поколения к родной культуре и культуре других народов. При этноцентре открыто несколько объединений художественно-эстетического (хореография), культурологического, краеведческого и других направлений. В них обучаются дети от пяти до 18 лет. Хотим отметить, что занятия посещают и родители обучающихся.

Педагоги этноцентра воспитывают проявлению толерантности, понимания и сотрудничества с людьми иной культуры, национальной принадлежности и верования, и, конечно же, - соблюдению традиций родного народа в повседневной жизни через различные специально организованные этнокультурные мероприятия – национальные праздники – «Холиа» (перевод с эвенского языка «Радуга»),  «Мин дялбу» («Моя семья»),  встречи и праздники со старейшинами района. Обучающиеся – частые участники областных эвенских праздников – «Бакылдыдяк» (Праздник первой рыбы), «Хэбденек» (Эвенский Новый год) и выставок декоративно-прикладного и художественного  творчества «Коечидек» и «Нёлтэн».

            А теперь  подробно о каждом объединении.

 

  1. II.                ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОБЪЕДИНЕНИЕ «НЕВТЭ» (КУЛЬТУРА НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА)

Объединение «Невтэ» (в переводе с эвенского языка означает «родник») формирует этнокультурные компетенции, как непременное условие успешной социализации детей, которая заключается в развитии умений жить в поликультурном мире.

            На занятиях этого объединения осваиваются базовые национальные ценности на основе духовной и материальной культуры своего народа, как неотъемлемой части российской и общечеловеческой культуры. Ребята узнают об этнической культуре своего народа и культуре народов, которые совместно проживают на территории Магаданской области. Они должны научиться уметь соблюдать традиции, обычаи родного народа, описывать себя как представителя народов Северо-Востока, и в частности Магаданской области, а в целом – России.

 

На занятиях изучаются традиционное хозяйство народов Крайнего Севера, особенности их жилищ, одежды, народных промыслов,  национальных кухонь и игр. Обязательно  рассказывается о традициях, обычаях и обрядах народов Крайнего Севера. Совместно с педагогом читаем произведения устного народного творчества коренных народов, северных поэтов и писателей.  В рамках изучения музыкальной культуры народов Крайнего Севера дети исполняют песни и танцы. 

 

ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЭВЕНСКИЙ ЯЗЫК»

За основу изучения курса «Эвенский язык» была взята программа, составленная Р.С.Никитиной – научным сотрудником лаборатории общих проблем школ Севера ИНПО и А.В.Кривошапкиным – членом Союза писателей РФ, эвенским писателем. Она была ориентирована для кочевых школ народов Севера, которые были созданы в районах Севера в 30-е годы прошлого столетия. Они организовались для детей оленеводов, охотников, рыбаков в далёких стойбищах, стоянках, перевалочных базах. Их цель – обеспечение учебного процесса в условиях кочевого образа жизни родителей.

К сожалению, в 20-ом веке дети и молодёжь постепенно отрывались от традиционного уклада жизни своих родителей, от их традиционных занятий, именно поэтому кочевая школа стала связующим звеном между детьми и родителями. Такую же цель преследует и наше объединение. Каким будет результат? Во многом это будет зависеть от того, проявят ли ребята интерес к занятиям, насколько значительным и понятным им будет предложенный материал, есть ли у них желание следовать традициям и обычаям предков.

            Объединение «Эвенский язык» оправдает себя тогда, когда дети вырастут настоящими патриотами Севера, становясь истинными приверженцами традиционного уклада жизни своих предков. Отличительной особенностью объединения должна стать тесная связь с родителями, дедушками и бабушками обучающихся.

            Занятиям родному языку и литературе отводится основополагающая роль, поскольку одной из главных целей является приобщение детей к их родному языку. На «Уроках предков» даётся полное знание духовного мира народа. Дети в процессе обучения познают древние обычаи и традиции эвенов, приметы и запреты в повседневной жизни. «Уроки предков» связаны с традиционными знаниями и предполагают знакомство детей с основами оленеводства, в том числе изучение терминов, пользующихся большим спросом в повседневном обиходе: половозрастные названия оленей, общие названия домашних оленей, качество и обработка оленьей шкуры, блюда из продуктов оленеводства, рыболовства и др. На занятиях детям рассказывается о флоре и фауне Крайнего Севера, о повадках животных и птиц. После теоретической части следуют практические занятия. Занятия физкультуры и музыки, ознакомление с окружающим миром и изобразительное искусство проводятся интегрированно, так как песенная культура народов Севера связана с движением, песня сопровождает караваны оленей, включаются национальные спортивные игры и так далее. Дети знакомятся с национальной культурой.

           

ОБЪЕДИНЕНИЕ «ГЭЛЭТТЭЙ» (АКТИВИСТЫ МУЗЕЯ)

На базе этнографического центра «Северное сияние», являющимся  структурным подразделением Центра дополнительного образования детей п. Омсукчан, работает школьно-краеведческий музей и открыто объединение «Гэлэттэй» (перевод с эвенского языка «искать») или «Активисты музея».

      Одна из главных особенностей работы объединения состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. В поисково-исследовательской деятельности по изучению краеведения принимают участие все – обучающиеся и взрослые (родители и местные жители). Процесс познавательно-исследовательской деятельности в изучении краеведения разделён на несколько этапов: получение и фиксация информации, её анализ и систематизация. Он проходит по нескольким направлениям, например, топонимика, изучение культуры,  предметов быта  и одежды коренных народов Севера, исторических документов и так далее.

 

 

 

 

 

В ходе получения и фиксации информации обучающиеся занимаются сбором, оформлением и накоплением краеведческого материала, работают с архивом музея, библиотеках, встречаются с интересными людьми. Проводят экскурсии, где рассказывают о культуре народов Севера, о происхождении и назначении предметов быта, одежды эвенов.

 При анализе информации дети изучают исторические документы и различную краеведческую,  справочную литературу.

     Топонимика является одним из источников изучения этнографии, истории и географии родного края. Первоначальные сведения по топонимике родного края мы получаем при изучении карты Магаданской области и Омсукчанского района  в частности. Большой интерес вызывает изучение названий географических объектов, ведь в их основе лежат имена племён, населявших ту или иную территорию, а некоторые связаны с памятными датами, событиями или именами первооткрывателей нашего северного края.

              Обучающимися был оформлен стенд,  рассказывающий о географических названиях на карте Омсукчанского района.

             Экспонаты этнографического зала музея  представлены предметами быта и культуры коренного населения  района. Кроме этого, есть залы, где представлены коллекции горных пород и полезных ископаемых, добываемых на территории района и области, и старинные предметы и оборудование, использовавшиеся геологами-первооткрывателями. Оформлены стенды с информацией о геологах-первооткрывателях нашего края и ветеранах-старожилах района. В фондах музея имеется достаточно большой объём различной литературы по истории геологии района и подшивка районной газеты «Омсукчанский рабочий», начиная с 1963 года. С особым увлечением собираем старинные предметы у родственников, знакомых. Некоторые экспонаты нам передали и передают старожилы-жители посёлка, родственники и знакомые обучающихся и педагогов. Мы совместно с детьми не просто ведём сбор экспонатов, но и занимаемся их описанием.

 

ОБЪЕДИНЕНИЕ «ЧУРИТ»

На протяжении нескольких лет при этноцентре успешно работает объединение «Чурит» (перевод с эвенского языка «бусинка»), на занятиях которого обучающиеся учатся шить изделия декоративно-прикладного творчества, используя при этом бисер, кожу, мех и другие материалы. Приобретая практические умения и навыки, они приобщаются к национальной культуре малочисленных народов Севера.

 

Педагог в ходе занятий подробно рассказывает о традиционных промыслах и ремёслах коренных народов Магаданской области, учит техническим приёмам овладения ремеслом вышивания бисером, работы с мехом и кожей, развивает в детях способности к творческой деятельности.

    Примечательно, что занятия объединения посещают и взрослые – народные мастера. Они помогают в изготовлении предметов национальной одежды – головные уборы, обувь и другое, объясняют, как правильно, как правильно работать с кожей, от выделки до готового изделия, и украшать работы национальным орнаментом из меха и бисера. 

Обучающиеся объединения активно участвуют во всех конкурсах и выставках районного, областного и федерального масштаба, занимают призовые места.

 

ОБЪЕДИНЕНИЕ «НЁЛТЭН»

С начала открытия этнографического центра в нём было образовано объединение «Нёлтэн» (в переводе с эвенского языка «солнце»). Его целью является познакомить обучающихся с традиционным хореографическим искусством коренных народов Северо-Востока - эвенов, коряков, чукчей.  

О воспитанниках объединения можно сказать словами народного артиста Игоря Моисеева: «Самодеятельные артисты народного танца выступают носителями определённых традиций. Знание окружающей природы, повадок зверей, птиц является для них базой для создания образа». Исполнитель слышит природу, музыку, шорохи, выкрики, скрипы – всё это он претворяет в пластику своего тела.

 

Юные артисты ансамбля – постоянные участники районных концертов, фестивалей и областных национальных праздников, лауреаты областного фестиваля художественной самодеятельности образовательных учреждений «Я люблю тебя, Россия!» в 2014 году.

 

  1. III.             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Очень понравилось!», «Спасибо за интересную экскурсию!», «Неожиданно посетили краеведческий музей, где были впечатлены сохранёнными экспонатами, которые так много рассказывают о вашем суровом крае. Выражаем благодарность за сохранение культурных и духовных ценностей коренных народов!», «Желаем вам процветания и дальнейшего развития!». Такие отклики в книге отзывов оставили гости этнографического центра не только из района, но и из других регионов нашей страны.

Закончим свой доклад словами северного поэта Юрия Анко:

Люди рассвета,

Мы помним,

Юные, мы не забыли

Наши истоки и корни,

Наши легенды и были.